4.4 Как я буквы читал

Возвратимся к истории про обучение чтению.
Мама рассказывала, что в тот день, когда меня все потеряли, она нашла меня в родительской спальне в пространстве между печкой и большим шифоньером. Я, по её словам, сидел на полу и… читал букварь вслух. Негромко практически по одной букве не делая пауз между словами и предложениями. Букварь был раскрыт на 51 странице. Я держал его вверх ногами, но читал правильно, то есть снизу вверх и справа налево.
-дэ о сэ тэ а нэ у кэ у вэ шэ и нэ кэ у сэ а мэ а дэ о сэ тэ а нэ у, — Я водил пальцем справа на лево снизу вверх, -сэ и дэ и сэ мэ и рэ нэ о дэ а шэ а тэ у тэ о пэ а сэ нэ о
-как же ты так? — растерянно спросила мама
-ну, как ты показала, — я напугался, что что-то делаю не так, — помнишь? Арбуз, улитка…
-Вен! — мамка взяла у меня из рук букварь, — я нашла его! Он… читает…
Мама потянула меня под мышки, по прежнему держа в одной руке букварь, подняла, посадила себе на руку и понесла в общую комнату. Навстречу шли папка с Серёгой
-что случилось? — голос папки был сильно взволнованным, — я не понял…
Я прижался сильнее к маме
-он там за шкафом сидит, и … читает, представляешь?
-в смысле, «читает»? — папка развернул меня к себе, приглашая к себе на руки. Я сомневался. Я не понимал, меня сейчас ругают или что? «Мама-то хотя бы, понятно уже, что не ругалась. А папка с Серёгой? Искали, видно. А я чего? Я же не прятался нарочно. Просто, «чтоб не мешали»
-ну, в каком «смысле», можно читать, — ответила мама на папкин вопрос, — сидит и букварь читает… — она подвытянула к папке руку с букварём, как раз ту, на которой я сидел, — вот…
Папка перестал разглядывать и отпустил меня, взял в руки букварь, посмотрел на открытую страницу
-прямо, текст уже? — посмотрел мне в лицо, — и, прямо, понимаешь?
Я не очень понял вопроса. «Чего понимать-то?» Мне казалось, что надо буквы правильно называть.
-чего понимать-то?
-чего читаешь… — растерялся папка
-так, буквы, пап! — я рассмеялся, — ты чего?
-а, чего они обозначают, эти буквы, понимаешь? — голос папки не был строгим, но таил в себе какой-то подвох.
Я задумался и попытался угадать
-ну, «А» — арбуз, «У» — улитка, «М» — магазин… — я смотрел на папку, переводил взгляд на маму, ища поддержки.
Папка принял меня из маминых рук и посадил коленями на стул:
-ну-ко, где ты читал? — он протянул мне раскрытый букварь.
Я перевернул букварь вверх ногами и начал водить пальцем по буквам
-нэ а кэ лэ о нэ и лэ а лэ о дэ кэ у и у пэ а лэ а вэ вэ о дэ у, — я поднял на папку вопросительный взгляд
-а, чего «вверх ногами»- то? — спросил папка и перевёл взгляд на маму
-так, — поспешил я оправдаться, пока ещё в чём-нибудь не обвинили, — мама так показывала…
Папка выразительно посмотрел на маму и вернулся к диалогу со мной
-ну? — спросил папка, — что тут?
-буквы… — у меня, от непонимания, чего мне предъявляют, на глаза навернулись слёзы
Серёга ехидно улыбался. Я понимал, что что-то не то.
-понятно, что буквы, — спокойно продолжал папка, — а… про что они?
Я быстро переводил взгляд со страницы букваря на маму и обратно, надеясь, хоть на какую-нибудь подсказку. И вдруг, меня осенило: «Картинка!»
-ну, они… на лодке…
-кто они? — мама начала подыгрывать папке
-ну, мальчик… и девочка, — судя по маминому тону, я двигался в правильном направлении
-правильно, — подбодрила меня мама, — а как их зовут?
-кого? — я почувствовал и с маминой стороны какой-то предательский подвох. Она мне точно не говорила, как их зовут
-мальчика, девочку — спокойным тоном мама показывала, что ответ где-то рядом, но я вскинулся
-я-то откуда…- осёкся, понимая, что что-то не так
-ты же, только что прочитал, — ласково сказала мама, как бы подталкивая меня к отгадке этой придуманной папкой загадки
«При чем тут? — вспыхнул протест в голове, — ну, читал! Ну и что? Чего теперь?» И, вдруг глаза сами вернулись к буквам
-тэ а мэ дэ и мэ а и дэ а шэ а, — я поднял глаза на маму, — дэ и мэ а… дима? — Мама одобрительно кивнула, — дэ а шэ а, — я задумался, — Даша?!
-ну, конечно? — мамины глаза заискрились радостью, — правильно! Дима и Даша!
«Так, вот что значит читать! — у меня в голове словно хлопушки взрывались, — я то думал, просто буквы надо угадывать… А это… Там… Значит и другие буквы про что-то» — я широко улыбался.
Мама тоже улыбалась. И папка улыбался. Серёга искренне хохотал, одной рукой держась живот, второй тыкал в меня пальцем и, хохоча, повторял: «буквы! ха-ха-ха! Что ты читаешь? Ха! Буквы! ха-ха-ха»
Мне почему-то было совсем не обидно. Я то же начал смеяться и папа засмеялся и мама. Все хохотали, произнося периодически сквозь смех: «буквы», «буквы», «буквы» …
Чего, чай смеялись? Конечно — буквы!
Да уж, в детстве все взрослые говорили загадками. А не отгадаешь чего им надо, ещё и получить можно было. Так что лучше сразу плакать, пусть теперь они гадают 😄