4.2 Знакомство с букварём



Я дождался, пока отец с братом выйдут в прихожую и закроют за собой дверь. Встал, подошёл к раскладному полированному столу. Стол мне казался очень красивым. Его раскладывали на праздники, и за ним умещалось огромное количество народа. В обычные дни он стоял перед окном в большой комнате и мама по вечерам писала на нём рабочие планы на завтрашний день в детском саду. Вот и сейчас она склонилась над чьей-то тетрадью. Я подошёл к столу сбоку. Край стола был мне как раз по переносицу
-мам, а мам… — не знал я как начать
-ну? Чего блямкаешь? — по-доброму спросила мама, не отрывая глаз от тетради
-мам, а как это? — я засопел думая как половчее сформулировать вопрос, что бы сразу и спросить и высказать всё свои сомнения про школу, например.
-что? — мама подняла на меня глаза. Они не были ни строгими, ни раздражёнными, — ну? Не мямли.
Я прижался переносицей к краю столешницы и упёрся взглядом в полированную поверхность. Увидел отражение своих зрачков в коричневом зеркале. Словно выдохнул, куда-то под стол
-как это… научиться читать? — и зажмурился. Меня напугали мои же глаза, сверкнувшие на меня из отражения в столе.
-ну? Чего жмуришься-то? — мама положила руку мне на голову. Рука была тёплой и приятной, — иди сюда, — мама осторожно потянула меня за голову вдоль края стола и привлекла к себе, — сейчас покажу.
» Покажу» я, конечно, напугался.
Когда я мелким шажками, влекомый маминой рукой, подошёл к ней вплотную, мама, повернувшись, нагнулась и достала из своего портфеля какую-то книжку. Синяя обложка. На передней стороне нарисованы какие-то огромные буквы.
-смотри! вот это — букварь, — мама положила книжку на стол, перед моими глазами.
Я сделал резкий шаг назад
-ты, чего? — в мамином голосе не было ни капли строгости, — посмотри…
-я… не умею, — на глаза наворачивались слёзы
-так, никто не умеет сначала, — мама левой рукой достала меня, приобняла за плечи и мягко привлекла опять к столу, — ты просто смотри и слушай меня.
Другой рукой мама достала со стола книгу и положила себе на колени. Открыла на первой странице, полистала.
-вот, смотри, — остановившись на какой-то странице, она показала пальцем на картинку, — что это?
Страх сковал меня. «Что происходит. Это что? Уже читать? Мы же не в школе! Что отвечать? Может лучше заплакать?»
-ну? — голос мамы был удивительно тёплым и ласковым, — что здесь нарисовано?
«А! — облегчённо мелькнуло в сознании, — «что нарисовано?» Надо сказать, что нарисовано. Так. Так, это я знаю. Это…».
-что это? — ласково, без нажима, продолжала мама.
Спустя годы, отсюда, с высоты своего сегодняшнего жизненного опыта, я понимаю, за что её всегда любили ученики. Не смотря на то, что дома, с нами, со своими детьми она была довольно строга. Часто ругала нас за любые не сделанные или плохо, по её мнению, сделанные вещи. Никогда не гнушавшаяся ремнём в воспитательных целях, она была прекрасным педагогом. Она прекрасно умела учить тому, чему учат в школе. Я до сих пор помню тот страх, который я почему-то испытал тогда, когда первый раз увидел букварь и её мягкий, практически гипнотизирующий меня голос, совершенно нивелирующий тот страх.
-арбуз! — выпалил я и зажмурился, ожидая чего-нибудь, типа: «слепой что ли?!», «я что тебя про арбуз спрашиваю?!» Или чего-нибудь подобного. Но услышал, мягкий обволакивающий мамин голос:
-конечно арбуз, вон как хорошо нарисован, даже кусочек, как будто вырезан, что бы сразу понятно было, какой он спелый и сладкий…
У меня рот наполнился слюной
-арбуз, — ласково говорила мама, — а, вот слово арбуз, начинается на какую букву?
Мне опять стало страшно. Опять липкий холодный страх заполнял мою голову. Я не понимал, что она спрашивает. И, как в омут головой, выпалил
-А!
-конечно, «А», — мама одной рукой погладила меня по голове.
Я выдохнул. Мамин голос как будто прогонял страх.
Палец ее второй руки, скользнул к какому-то знаку на странице, похожему на крышу домика.
-ты, молодец. Конечно, в слове «арбуз», первая буква — «А», — мама приобняла меня за плечи, — а вот так, — она похлопал пальцем по значку на странице, — вот так, эта буква выглядит.
Мама посмотрела мне в глаза. Я очень хотел чем-то порадовать её, но пока сам не понимал своих чувств. Поэтому, смотрел, на всякий случай с некоторым недоверием.
-ну? Понял? — голос мамы был по-прежнему мягким, но уже слегка требовательным, — это буква «А». «Арбуз» — мама передвинула палец на картинку, — буква «А», — палец скользнул к букве, — понимаешь?
Я, если честно, не очень понимал, что я должен понять. Но, на всякий случай, кивнул утвердительно.
-вот видишь, — мама повернула голову к книге, — всё не так и сложно, — она поставила палец на следующую картинку, — это…
-улитка! — неожиданно для себя перебил я маму, — «У»! — ткнул я пальцем в значок рядом с рисунком, — ну, «улитка» я показал пальцем на рисунок, — «У», — передвинул палец на букву. Я ещё сам не понимал, чего я понял, но мне ужасно захотелось объяснить это маме. Пока я соображал, что же я хочу объяснить маме, я тыкал в картинки и написанные рядом буквы пальцем по очереди и как заводной повторял
-арбуз, — пальцем в арбуз, — «А», — пальцем в букву «А». И аналогично — улитка, «У», — Я боялся, замолчать, потому что понимал, что что-то надо сказать, а я, пока, не понимал, что и повторял и повторял, как заводной, — арбуз, а, улитка, у. Арбуз, а, улитка, у. Арбуз, а, Улитка, у…
-Хорошо, хорошо, — остановила меня мама, — а, вот смотри, если написать их вместе, — мама перелистнула страницу, — получится…
-ау, — я сам услышал то, что произнёс мой рот, как будто со стороны. Я не знаю, откуда мои губы взяли эти звуки. Я не знал как произнести чёрточку между буквами. Тем более, что только, несколько погодя, догадался, что маленькая закорючка, это тоже буква «А». Хотя бы потому, что выше она была нарисована рядом с большой настоящей «А», которая, потому что «арбуз».
Я так разволновался от того что происходит, что готов был заплакать, то ли от радости, то ли просто от переполнявших меня чувств
-что с тобой? — мама обратила внимание на мои заблестевшие глаза.
На этой фразе в комнату вошли отец с Серёгой.
-что тут у вас? — как всегда нарочито весело спросил папа и, то же, сразу обратил внимание на мои, полные слёз глаза. У него в руках был патронташ и коробка с патронами. Я вдруг вспомнил, зачем они с Серёгой выходили в коридор. Осознал, чего я пропустил. И как-то неожиданно для себя всхлипнул.
-ты чего? — одновременно всполошились мама с папой. Папа сделал пару быстрых шагов ко мне. Мама положила руки мне на плечи. Я как-то не ожидал такого к себе внимания. Буквы, патроны, арбузы с улитками, мама, Серёга с охотой… Я разревелся!
-да, что с тобой? — совсем растерялась мамы
-чего с ним? — папка опустился около меня на корточки
-ты чего, Мих? — к нам присоединился Серёга.
Вся семья стояла вокруг меня, никто не ругал, все были озабочены тем, что со мной происходит. А во мне, в моей душе кипел сумасшедший винегрет.
«Танцую с Олей! Улитка на арбузе! Музгар дяди Коли Ершова! «А» как домик! Читать, это просто выучить буквы! Папа возьмёт и меня на охоту! Папка даст мне подержать ружьё! Я теперь сам прочитаю все книжки!» Папа обнимал меня за плечи, мама гладила по голове, Серёга держал двумя руками за руку, а я рыдал навзрыд и счастливо улыбался.
0 Комментариев